воскресенье, 4 сентября 2016 г.

Театр Ленсовета, Бутусов, "Город. Женитьба. Гоголь."


Впервые моё знакомство с театром Ленсовета случилось сравнительно давно при посещении закулисья с классом. К сожалению, тогда интереса к этому месту я не проявляла. Настоящее же и полноценное знакомство случилось лишь в прошлом году. Поход на камерный спектакль "LIEBE. Schiller" произвёл неизгладимое впечатление и породил интерес к постановкам режиссёра спектакля. Работа Юрия Бутусова и интерес к театральным работам Анны Ковальчук приковали моё внимание к театру Ленсовета. Не раз проходя мимо афиш, я мысленно отмечала для себя спектакли, которые предпочла бы посмотреть. Моё внимание неизменно привлекали спектакли  "Все мы прекрасные люди" и "Заповедник", поскольку произведения, которые легли в основу постановок, были мною прочитаны. К сожалению, спектакль "Заповедник" мне посмотреть не удалось, в этом году его убрали из репертуара, а вот постановка "Все мы прекрасные люди" потрясла меня и стала открытием настоящего таланта Анны Ковальчук. 
После этого я ещё пристальней стала наблюдать за репертуаром театра. Долгое время я металась между постановками "Три сестры", "Макбет. Кино" и "Город. Женитьба. Гоголь", однако моя подруга Валя приняла решение за меня и сделала невероятный подарок (за что ей огромнейшее спасибо!) 
И вот новый театральный сезон я открыла спектаклем "Город. Женитьба. Гоголь." Премьера постановки состоялась в мае прошлого года, и не осталась незамеченной. Режиссёр, актёры Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Александр Новиков, Анна Ковальчук были удостоены высшей петербургской театральной премией "Золотой софит". Спектакль же был признан лучшей постановкой года на большой сцене.
В основу спектакля легла комедия Гоголя "Женитьба". На первое место в названии спектакля поставлена тема города. Режиссёр развивает идею многих русских классиков, и город наряду с людьми становится одним из действующих лиц постановки. Бутусов представляет нам Петербург как романтический и поэтический город, судьбоносно сталкивающий людей на случайных улицах, иногда всё же жестокий к своим жителям, современный, иногда шумный от машин и туристов, иногда оглушающе тихий и безмолвный. Предельный минимализм в декорациях, свойственный режиссёру, затягивает зрителя в атмосферу города, позволяет чувствовать и слышать Петербург. В таком пространстве и разворачивается гоголевская история, сюжетом которой является поиск удачного жениха для купеческой дочки Агафьи Тихоновны (Анна Ковальчук).
Движущая сила спектакля- Кочкарёв (Сергей Перегудов), появляющийся на сцене с наглым и демоническим смехом и репликой "Послушай, на кой чёрт ты меня женила?". Затем однако он превращается в купидона в розовом костюмчике, мечтающего женить своего друга Подколесина.
Подколесин Бутусова непохож на Гоголевского. Это мечтательный петербургский интеллигент. В герое таится загадочное и абсурдное звено. Пара Кочкарёв-Подколесин - комична, но если в Кочкарёве это сатирическое начало доминирует, то в Подколесине за всем комическим прячутся глубокие страхи. Герой тонко чувствующий и рефлексирующий мечется в своих бессознательных страхах. Актёр выстраивает сложный характер одинокого человека.
Подколесин однако не рассматривается по началу как серьёзный кандидат на роль жениха. Основные претенденты на роль мужа- Яичница (Сергей Мигицко), Анучкин (Евгений Филатов), Жевакин (Александр Новиков). Таким трио они появляются на сцене за высоким круглым столом. Они напоминают старых приятелей, забежавших в рюмочную. В образах женихов Гоголь представлял убогих, сломанных людей с искажёнными ценностями. Однако трио Бутусова лирично, поэтому во втором акте они строго,тихо и скорбно распевают советские песни, стоя всё за тем же столиком. На каждом из них лежит отпечаток их личного одиночества, каждый из них грезит о браке и счастливой семейной жизни.
Агафья Тихоновна- героиня вокруг, которой разворачивается действо, своеобразная сила притяжения спектакля. Персонаж Бутусова, в отличие от Гоголевской пышной барышни в кринолине,  нежна, человечна и добра. Она представляется обычной девушкой, ищущей счастья. Даже в своих раздумьях о достоинствах женихов ("Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...") она не выглядит смешно. На протяжение постановки Анна Ковальчук неоднократно меняет амплуа вместе с городом, оказываясь в разных временных пространствах, соединяя нити разных культурных измерений. В новых образах она являет идеалы каждого мужчины. Женихи на улицах города находят свои воплощения женской красоты. Кто в ряженной императрице, из тех, что в извечно дежурят на Дворцовой (делая фотографию с "императрицей", Подколесин задевает её ручку и разом тонет в волне безумия: "какие право бывают ручки!"). Кто в тяжеловесной барышне, поклоннице пышек,
за столик к которой подходит "большой аматёр со стороны женской полноты" Жевакин. Сдувая пудру с пышек, оба оказываются в сладком тумане, но неуклюжий шаг и вожделенный образ исчезает в сахарном облаке. Кто-то (экзекутор Яичница) и вовсе не нуждается в поиске нежнейших женственных струн. У героя имеется чемодан, в котором спрятаны  и чудесная невеста, и жених, и приданное- всё маленькое, бумажное, кукольное, необходимое персонажу для разыгрывания сцен свиданий.
В программке постановка позиционируется как "Сочинение по пьесе "Женитьба" и другим текстам Н. В. Гоголя". Герои говорят словами Достоевского ("Идиот"), Онегина ("Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел"), Цветаевой ("Мы с вами разные, как суша и вода..."), цитируют строки Гоголя из "Ревизора" и "Невского проспекта". Всё это органично сочетается с атмосферой Бутусовского города, переплетается с чувствами героев, их душевным одиночеством и экзистенциальными страхами.
Все увиденные мной постановки Юрия Бутусова в первую очередь задевают эмоциональную сторону зрителя. Одной из поразивших меня сцен стал монолог Агафьи Тихоновны, мечтающей, счастливой и в то же время напуганной. И вдруг после фразы: "<...> а там и девочки пойдут; подрастут- выдавай их замуж. Хорошо ещё, если выйдут за хороших, а если за пьяниц <...>"- счастье оборачивается в тревогу и страх, и вот её погребают под листьями (снегом или лепестками?) .
Ещё одной точкой эмоционального всплеска для меня стала свадьба, где все персонажи смешиваются, сливаются, где все страхи выплескиваются в безумных танцах среди кроватных спинок, овитых цветами, которые однако напоминают кладбищенские ограды. А далее за безумством следует перевоплощение города и персонажей, разводящийся мост и кораблик, пущенный Мигицко- портрет одиноких людей на фоне умиротворённого города.
Спектакль "Город. Женитьба. Гоголь"- это гротескный, чувственный и тихий мир. Действие происходит в туманном, призрачном городе. Кресло Подколесина, выхваченное лампой из темноты; дверь, ведущая из ниоткуда в никуда, реплики неоднократно повторяющиеся разными персонажами; сваха Фёкла, появляющаяся на пороге Подколесина в белом платье с кошачьим облезлым хвостом, цитирующая Цветаеву и кормящая голубей- всё это создаёт атмосферу абсурда, как будто чей-то рассеянный разум, выхватывает из глубин случайные воспоминания, которые в итоге выстраиваются в историю о человеческом одиночестве в зыбком и призрачном городе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий